Проблема детского сада — хорошо это или
плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в
каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня
благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет
свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках
детских дошкольных учреждений.
Вне
всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется
вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет
свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и
папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины,
психологии, социологии.
Сразу
же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно
рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для
полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что
человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения
с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека.
Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие
няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить
детский сад.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Оформляя
ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка?
Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить,
укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые
оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их
глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в
детском саду?
Это
волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и
близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще
большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей,
или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча
ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно,
внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и
начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше
наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи
проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все
предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и
громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Причины могут быть самыми разными:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
- наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако
главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у
ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при
вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума
(мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец,
мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними
контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг
общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем
длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность
только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в
контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.
Когда
у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество
детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от
всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с
посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза,
хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети,
у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и
сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру
поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
В
процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в
той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со
взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих
возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он
входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему
труднее.
Общение ребенка связано с игрой, учебой,
трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому
взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат
умению общаться.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
Особое значение в период привыкания
ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как
привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков
самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в
семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать
умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2
месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом,
разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой
стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С
1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть,
соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать
расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2
годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и
одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в
спальне.
Очень
трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В
связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная
их утрата.
Поэтому необходимо не только упражнять
детей в применении сформированных навыков, но и контролировать
выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети,
у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и
культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к
условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются
умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.
В 1 год 6 месяцев ребенок:
держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
отрицательно относится к нарушению опрятности;
сообщает о физиологических потребностях;
спокойно относится к умыванию.
В 1 год 9 месяцев ребенок:
самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
обращает внимание на грязное лицо и руки;
контролирует физиологические потребности;
проявляет стремление к самостоятельным действиям;
знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.
В 2 года ребенок:
ест аккуратно, не облизываясь;
при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
пользуется носовым платком (при напоминании);
контролирует физиологические потребности.
В 2 года 6 месяцев ребенок:
одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:
одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
складывает свою одежду перед сном;
застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
знает назначение многих предметов и их местонахождение;
выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
регулирует свои физиологические потребности;
вытирает обувь при входе в квартиру;
аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
говорит слова благодарности, здоровается, прощается.
|